Как изготавливают и какие есть марки асфальта?

0 11

Природный легкоплавкий асфальт образуется из тяжёлых фракций нефти и встречается в виде пластовых жильных залежей. Но то, что принято называть асфальтом у нас, к этому веществу имеет лишь опосредствованное отношение. Современное дорожное покрытие состоит из битума и наполнителей.

Состав асфальтобетонной смеси

В роли наполнителей выступают песок, щебень, минеральные порошки и резина. От размеров этих частиц зависит плотность и структура асфальтного покрытия. Песок способствует правильному распределению нагрузки на дорожное покрытие и является отвердителем. Резиновая крошка придаёт асфальту пластичности и гидроустойчивости. Минеральные порошки играют роль простого наполнителя — их задача заполнить пустоты. Также при производстве асфальта могут использоваться продукты переработки автомобильных покрышек и прочие модифицирующие добавки.
Основной компонент асфальтобетонной смеси, используемой при асфальтировании — битум. Он придаёт массе необходимую на момент укладки текучесть и важную в процессе эксплуатации упругость. Содержание битума в асфальте редко превышает 10%. В зависимости от особенностей этого компонента, различают:

  • горячий — температура укладки и уплотнения не ниже 120 °C;
  • тёплый — 40-80 °C;
  • холодный — до минус 30 °C.

Первый изготавливается с применением вязкого битума и отличается высокой износостойкостью. Одним из подвидов такого покрытия является литой асфальт, который в процессе высокотемпературной (до 250 °C) заливки не требует утрамбовывания.
Тёплый асфальтобетон укладывается с помощью трамбовочной техники. Его достоинствами являются достаточная износостойкость и сравнительная простота технологии настила. Минус — маловязкий битум в жаркую погоду плавится, в результате чего под воздействием нагрузок покрытие деформируется.
Холодный асфальт используется при ямочном ремонте. Жидкий битум в его составе увеличивает срок хранения смеси и делает доступной укладку покрытия вне зависимости от температуры окружающей среды.

Технология производства

Изготовление асфальта возможно как на стационарных, так и на мобильных заводах. Последние разворачиваются вблизи места проведения строительных работ. Независимо от вида завода, производство асфальта включает в себя 4 основных этапа:

  • закупка и доставка компонентов;
  • предпроизводственная подготовка;
  • приготовление асфальтобетонной смеси;
  • проверка качества и отправка на участок укладки дорожного покрытия.

Предпроизводственная подготовка

Щебень, песок и прочие наполнители после доставки на территорию завода проходят предварительную очистку и разделение на фракции. В зависимости от особенностей организации технологического процесса, высушивание компонентов проводится вовремя или после устранения примесей и фильтрации веществ. После подготовки наполнители засыпаются в бункеры с дозаторами, где и ждут своего часа.
Завезённый битум отправляется в цистерны с подогревом. Там производится предварительный нагрев вещества до температуры 110-120 °C, выпаривание влаги, добавление поверхностно активных веществ и хранение до момента запуска линии.

Производство асфальта

После запуска асфальтосмесителя в него подаются необходимые компоненты. Щебень и песок поступают по конвейерной ленте. Битум — по утеплённому трубопроводу с подогревом.
В барабане смесителя под воздействием высоких температур и постоянного вращения компоненты смешиваются в однородную массу. Образовывающиеся в процессе производства испарения выводятся через систему фильтров, которые задерживают тяжёлые примеси и пропускают к вентиляционному выходу лишь чистый воздух.
Затем готовая продукция поступает в накопительный бункер. Там асфальт выдерживается до окончания проведения тестов на соответствие стандартам качества. Если результаты проверки удовлетворительны, асфальтобетонная смесь загружается в транспорт и доставляется к строительной площадке в горячем виде. В ситуации, когда пункт назначения находится далеко, для транспортировки используется спецтехника с теплоизолированным, исключающим контакт с открытым воздухом.

Классификация асфальтобетонных смесей

В зависимости от фракции наполнителей и их содержанию различают несколько видов асфальта. По удельному весу гравия или щебня различают типы:

  • А — 50-60%;
  • Б — 40-50%;
  • В — 30-40%;
  • Г — без щебня, но с отсевом;
  • Д — без щебня, но с применением песка и отсева.

Изменение соотношения компонентов и температуры их смешивания позволяет изготовлять разные варианты дорожного покрытия. Различают:

  • песчаный;
  • мелкозернистый;
  • крупнозернистый;
  • дренирующий асфальт.

Первый предназначен для ямочного ремонта в зимне-весенний период и гидроизоляции крыш. Мелкозернистый асфальт применяется в качестве верхнего слоя дорожного покрытия. Также его используют при прокладке полотна тротуаров и подъездов к домам. Крупнозернистый предназначен для изготовления нижнего слоя покрытия магистралей. Дренирующий асфальт предназначен для отведения влаги и укладывается поверх требующего ремонта полотна.

Марки асфальта

От комбинации и процентного соотношения также зависят и марки асфальтобетона. Если в составе есть щебень, песок, битум и кварцевый песок или отсев горных пород и, при этом, смесь отличается плотностью и пористостью, то речь идёт о дорогой I марке. Она используется при укладке дорожного покрытия на испытывающих серьёзные нагрузки магистралях.

II отличается средней ценой. В состав входят те же компоненты, но в несколько иной пропорции. Поэтому стойкость асфальта к динамическим нагрузкам несколько ниже. Материал пригоден для покрытия городских улиц, площадей и периферийных дорог.
Минеральные порошки, отсев, песок и полное отсутствие щебня характерны для III марки. Такие покрытия плотные, но не прочные. Их используют для сезонного ямочного ремонта, при укладке тротуаров и аллей. Стоимость материала, соответственно, самая низкая.

Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Войти с помощью: