Самые популярные запросы

Почему мы себя не помним в младенчестве: что такое — феномен «детской амнезии»? В — О

0

Всех людей интересует один вопрос:

Почему в памяти почти всех людей вместо детских воспоминаний находится обширное белое пятно?

Первые ясные воспоминания соответствуют возрасту 3-4 лет, и далее накапливаются в памяти неравномерно, оставаясь редкими и обрывочными до 6-7 лет. Некоторые люди могут сказать, что помнят довольно много событий из своего детства, но в таких случая очень сложно отличить подлинные автобиографические воспоминания от заимствованных.

Воспоминания «второго порядка», формируются под воздействием рассказов родителей, при просмотре фотографий, видеозаписей, сопровождающихся пояснениями взрослых членов семьи. В семьях, где приняты частые рассказы семейных историй, дети лучше воспроизводят хронологию событий, их эмоциональную составляющую, логичность повествования. Это типичные воспоминания «второго порядка», на которые оказывает влияние среда обитания и культурные особенности.

Развитие гиппокампа

Робин Фивуш, психолог из американского университета Эмори, считает, что младенческая амнезия напрямую связана с тем, что дети не имеют полностью сформировавшейся развитой памяти. По его исследованиям, начиная с 6 месяцев кроме краткосрочных воспоминаний, хранящихся до 10 минут, начинают появляться долгосрочные фрагменты памяти, сохраняющиеся на несколько недель и месяцев.Дело в том, что гиппокамп — отдел мозга, ответственный за поддержание и своевременное извлечение воспоминаний, полностью формируется к 7 годам, в этот период происходит процесс под названием «активация памяти». В раннем детстве, примерно до 4 лет, воспоминания хранятся преимущественно в зоне кратковременной памяти, ведь раздел долговременной памяти находится в процессе развития. В дальнейшем, воспоминания откладываются именно в этот отдел мозга.Но память продолжает развиваться и в юности: именно поэтому дети и подростки легко запоминают большие объемы знаний. А при постоянной тренировке памяти размер гиппокампа увеличивается, позволяя хранить множество информации и предоставлять ее в нужный момент. Роль гиппокампа в запоминании подтверждается историей болезни пациента, известного в неврологии под псевдонимом Н.М. Ему была произведена операция, призванная вылечить эпилепсию, но в ее ходе был поврежден гиппокамп. После этого Н.М. навсегда потерял способность запоминать происходящие с ним события.

«Детская амнезия» по Фрейду

Изучая феномен ментальных пробелов у детей, еще Зигмунд Фрейд ввел для него термин «детская амнезия». Отец психоанализа предположил, что провалы в младенческой памяти – это не функциональное расстройство, а стремление вытеснить из сознания ребенка первые переживания. По его теории это могут быть ранние травмы, способные нанести вред еще неокрепшему собственному «Я».К таким травмам Фрейд относил моменты переживаний, связанных с познанием детьми своего тела, а также чувственные впечатления от увиденных или подслушанных эпизодов, связанных с сексом.Современные ученые считают такой подход несколько однобоким, и предложили несколько собственных версий объяснения детской амнезии.

Клетки, удаляющие память

Канадец Пол Франкланд, много лет изучающий детскую амнезию, пришел к собственным выводам. Он общался с детьми в возрасте 4-5 лет, которые могли красочно рассказывать о недавних событиях, но уже через 1-2 года воспоминания о них исчезали из детской памяти. Франкланд вместе с коллегами предположил, что виной этому процесс под названием нейрогенез — активное генерирование новых клеток мозга. Ранее считалось, что развитие нейронов приводит к возникновению свежих воспоминаний. Но исследования Франкланда показали, что одновременно происходит уничтожение созданных ранее фрагментов памяти.Именно в возрасте 3-4 лет происходит наиболее активный нейрогенез. То есть именно в этот период массово образуются новые клетки мозга, и параллельно стирается информация о событиях, случившихся ранее. После 4 лет нейроны образуются не так интенсивно, и часть детских воспоминаний остается не тронутой. По мнению ученого, нейрогенез, хотя и приводит к утрате воспоминаний, призван защитить неокрепший мозг ребенка от переизбытка информации.

Развитие речи и память

Исследователь Габриэль Симкок в 2002 г. опубликовал в журнале «Психологическая наука» статью, в которой приводит взаимосвязь между речевыми навыками и детской амнезией. По его мнению, причина удаления ранних воспоминаний в том, что у ребенка нет возможности описать для себя происходящие события конкретными словами. Отсутствие речевых навыков блокирует «ненужную», по мнению мозга, информацию.По мере того, как малыш осваивает речь, появляется возможность структурировать воспоминания, излагая их в форме рассказа. Уровень владения языком в возрасте до 7 лет определяет, насколько хорошо ребенок будет помнить происходящие с ним события. Ментальные воспоминания с большой вероятностью будут утеряны, если им не придать словесную формулировку. Дети, поздно научившиеся говорить, не имеют возможности закодировать эпизоды своей жизни с помощью слов и преобразовать их в воспоминания. Поэтому в последующем воспроизводят меньше событий, чем их сверстники, раньше освоившие речь.

Сопутствующие факторы. Исключение из правил

Кроме того, ученый из Огайо Харлин Хейн доказал, что малыши не обладают возможностью совмещать воспоминания и конкретное время и место действия. Для ребенка пространственно-временные критерии долгое время остаются абстрактным понятием, поэтому им трудно совместить событие и накладывающие обстоятельства. А это в дальнейшем затрудняет процесс восстановления эпизодов раннего детства.У каждого ребенка влияние перечисленных факторов очень индивидуально, поэтому кто-то может вспомнить себя в возрасте 2-3 лет, а кто-то обладает ясными воспоминаниями ближе к 6-7 годам. Бывают и исключения: например, Лев Толстой писал, что помнит себя с крестин. Это самое раннее зафиксированное воспоминание: он вспоминал себя в пеленках, желание освободиться, свой крик и лица склонившихся над ним людей. У большинства же людей детская память ненадежна и прихотлива.

Умерший человек «понимает», что умер?

После остановки сердца и официальной констатации смерти, мозг некоторое время остается активным, хотя прекращается снабжение кровью. Мозговая активность существенно замедляется, но не останавливается. Торможение клеточных процессов, приводящих к смерти мозга, может занять несколько часов после констатации смерти сердца.

Комментарии

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. AcceptRead More